Защита картин от пыли, влаги и отпечатков пальцев: стекло vs акрил. Опыт галереи Tate

27.09.2021
Применение материалов Акрил (оргстекло)
Время чтения 20 хв
Прочитали: 3390
Защита картин от пыли, влаги и отпечатков пальцев: стекло vs акрил.  Опыт галереи Tate

Совсем недавно мы опубликовали небольшую заметку о выставке картин художников-маринистов в Роттердаме. Организаторы выставки использовали тонированный акрил для необычной подачи картин, плывущих словно корабли. Сегодня рассмотрим более подробно, в чем преимущества акрила для музейного применения с учетом опыта и исследований Британской галереи Tate. 

Об исследовании

Во время одной из выставок в галерее некоторые произведения искусства демонстрировались без привычного остекления. Рози Фримантл, специалист, отвечающий за хранение картин в галерее, обратила внимание, что некоторые материалы, используемые для остекления, могут искажать просмотр и усложнять его из-за отражений и бликов. Тогда сотрудники галереи задумались о том, какие факторы нужно учитывать при выборе материала для остекления, чтобы достичь лучшего эффекта: оптические и физические свойства, безопасность и стоимость.

Музейная витрина: защита via эстетика

Остекление помогает защитить произведения искусства от:

  • прикосновений, ударов и других физических повреждений; 
  • пыли и грязи, микробиологических опасностей; 
  • атмосферных факторов, включая ультрафиолетовый свет — этот фактор, пожалуй, один из самых тревожных.

Большинство хранителей музеев и кураторов считают остекление неизбежным злом, поскольку его преимущества компенсируются рядом недостатков:

  • пониженная видимость (меньше пропускание света, отражение на поверхности стекла, оттенки, искажения); 
  • потенциальное повреждение произведения искусства; 
  • дополнительный вес;
  • возможная конструктивная или эстетическая непригодность каркаса; 
  • статическая, конденсационная и термическая нестабильность внутри стеклянного или пластикового короба.

Витрины для музеев: выбор материалов

Остекление сводится к выбору между стеклом и акрилом. Но диапазон свойств этих материалов постоянно расширяется. Акрил и стекло для музеев, выставочных залов и галерей теперь доступны в модифицированных версиях, которые обеспечивают низкое отражение, бесцветность и защиту от УФ-света.

Основные преимущества, которые обеспечивают стеклянные витрины для музея: хорошая прозрачность и доступная цена. При этом стекло хрупкое, сложное в обращении и тяжелое. Обычное стекло может менять оттенки цвета. Если речь идет о крупных работах, то еще один недостаток стекла в том, что листы должны быть изготовлены на заказ по размеру, что делает их дорогими. 

Современная альтернатива стеклу — акрил. В 2,5 раза легче, относительно простой в резке, прозрачность выше, чем у стекла, стандарт — 92% вне зависимости от толщины акрила. Существуют специальные серии с защитой от УФ-лучей, но и традиционный прозрачный акрил ALTUGLAS пропускает только длинные волны — 400 нм, а это наименее опасное излучение. Для сравнения, стекло пропускает волны в диапазоне от 315 до 400 нм, чем короче волна — тем агрессивнее ее воздействие. Именно акрил часто используется в галерее Тейт при организации передвижных выставок. 

Существует специальная серия акрила для музейных экспонатов, которая не пропускает УФ-излучения Altuglas® UV Stop. Эта серия доступна под заказ на сайте https://avers.ua

Среди недостатков акрила — уязвимая поверхность, высокая отражающая способность, статика (способность притягивать на поверхность всякие частицы типа пыли). Также акрил может реагировать на газовыделение печатных красок и покрытий, вызывая запотевание или очень мелкие трещины на листе. Если экспозиция позволяет, рекомендуется дистанцировать лист акрила от картины с красками и покрытиями, в составе которых присутствуют растворители, чтобы они не соприкасались и хорошо вентилировались. Большие тонкие листы изгибаются, вызывая искажения для зрителя.

Однако во многих случаях акрил в высшей степени подходит для легкого, безопасного и недорогого остекления небольших, светлых картин.

Ключевые свойства материалов для остекления:

  • прочность и долговечность поверхности;
  • высокий порог разрушения и безопасность при разрушении;
  • четкость изображения (высокая прозрачность, отсутствие оптических искажений);
  • отсутствие цветовых оттенков;
  • низкий коэффициент отражения. 

Защита произведений искусства от ультрафиолета

Защитные свойства достигаются во время производства либо путем нанесения поверхностного покрытия на стекло, которое исключает использование вредных длин волн, либо путем включения свойств поглощения ультрафиолета в сам материал остекления. Некоторые типы пластмасс, защищающих от ультрафиолета, имеют легкий желтоватый оттенок.

С практической точки зрения, ультрафиолетовое защитное остекление позволяет экспонировать произведения искусства там, где освещение не фильтруется.

Цвет и четкость

Цветовой оттенок стекла может быть заметным, особенно когда остекление лежит на светлом произведении искусства. Обычное стекло имеет зеленый оттенок, вызванный примесями железа или добавками оксида железа в его составе. Как упоминалось выше, некоторые продукты, поглощающие или фильтрующие ультрафиолет, имеют желтый оттенок, который также может темнеть со временем. 

А что касается акрила — на рынке доступны прозрачные акрилы с высокой защитой от ультрафиолета и хорошей устойчивостью к пожелтению, такие как ALTUGLAS и POLYCRYL.

Отражательная способность

Обычное стекло или пластик могут создавать искажения и зеркальные отражения. Проблема усугубляется на темных работах, а также при плохом освещении. В частности, работы со стандартным остеклением в коридорах, больших помещениях или там, где есть яркие пятна, а окна на противоположных стенах, страдают от визуально мешающих отражений. 

Отражательная способность снижается либо путем травления поверхности остекления (эти продукты часто называют антибликовыми), либо путем нанесения на нее покрытий. Травление создает шероховатую поверхность, что увеличивает диффузное рассеяние света. Гравированное стекло часто должно находиться в прямом контакте с произведением искусства, чтобы изображение не было размытым, и поэтому оно не подходит для остекления музейного качества.

Акрил имеет более высокий уровень отражения, чем обычное стекло, и это, вероятно, его самый большой недостаток. До недавнего времени пластики с низким коэффициентом отражения были доступны только в травленой версии и поэтому были неприемлемы для музейного остекления. Недавно стал доступен износостойкий акрил с покрытием на основе титана с низким коэффициентом отражения и хорошей ультрафиолетовой защитой.

Очистка акрила или стекла

Стекло с покрытиями с низкой отражающей способностью, а также пластмассы, как известно, трудно чистить. Поверхности могут быть подвержены царапинам, а пластмассы страдают от статического электричества. Лента или защитная пленка оставляют на стекле следы, которые следует аккуратно удалить с помощью мягкой ткани и средства для чистки стекол. Раствор жидкости для мытья посуды и воды — надежный и безопасный альтернативный очиститель для стекла. Для очистки акриловых стекол рекомендуются чистящие средства с антистатическими свойствами, например, ALTUGLAS Care Cleaner.

Таким образом, и акрил, и стекло обладают теми или иными преимуществами, в зависимости от ряда переменных. Для остекления в галерее Тейт используются:

  • поглощающие ультрафиолет акриловые листы толщиной 3 мм — для большинства работ на бумаге, как в передвижных, так и в стационарных выставках. 
  • Более толстый акрил (5 мм) — для рам более 1 метра в любом направлении.
  • Однослойное прозрачное стекло толщиной 4 мм с низким коэффициентом отражения устанавливается там, где оно существенно влияет на обзор работы, и там, где рама считается достаточно прочной. Чаще всего используется для работ на бумаге размером менее одного метра в обоих направлениях. 
  • Для работ размером более одного метра в любом направлении используется многослойное белое стекло толщиной 4,4 мм с низким коэффициентом отражения.

Акриловое остекление, наиболее стойкое к УФ-излучению, остается наиболее подходящим вариантом для больших групп работ на бумаге, временно оформленных для выставки, аренды или демонстрации. А стекло преимущественно используют для живописных картин.

Оригинал исследования можно прочитать здесь.

Товары из статьи
Белый 200.47001, 3 мм ALTUGLAS акрил листовой
лист
-
+
1 415,39 ₴/м2
Сумма: 8 849,73 ₴
Прозрачный, 3 мм POLYCRYL акрил листовой
лист
-
+
1 127,35 ₴/м2
Сумма: 7 048,76 ₴
Sale
Очиститель антистатический ALTUGLAS Care Cleaner, 1000 мл
шт
-
+
1 446,40 ₴
1 374,08 ₴
Сумма: 1 374,08 ₴